| КУЛЯБА Александр Иванович (22.11.1917 – ?) Советский военный инженер Майор
| |
Награды:
медали: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
«За взятие Будапешта», «За освобождение Белграда», другие.
Украинец.
Родом
из г. Кременчуга (Полтавская область УССР).
...
В
ряды КА призван (10.9.1937).
В
ряды КА призван (9.1937) Кременчугским РВК. Красноармеец. Служил в п/я 231 (ст. Оловянная).
Направлен
в Военно-инженерное училище в пос.
Болшеве Московской области. Прибыл (31.7.1940) в МВИУ. Зачислен курсантом (пр. № 217
от 28.8.1940 г. МВИУ).
Участник
Великой Отечественной войны.
В
составе подразделений Училища
принимал участие в подготовке обороны и боевых действиях на подступах к Москве.
Получил (15.10.1941) ранение.
1942
– окончил Московское ВИУ. Лейтенант. Служил
в 102омпмб 5опмбр.
Воевал
на Юго-Западном (10.1942-10.1943) фронте.
В
Действующей армии с 18.10.1942 г.
22.10.1942
– командир взвода мостовой роты 130омпмб
5опмбр 6А. Беспартийный.
Отличился
при форсировании Днепра. Командовал катерами-буксировщиками в ночь
(25-26.9.1943) при высадке десанта на правый берег. Получил приказание: при
возвращении катеров и встрече паромов, идущих на веслах, оказывать им помощь и
брать их на буксир. В течение 8 ч находился под огнем противника, выполняя
поставленную задачу, тем самым ускорил выполнение задачи в 2 раза. Прямым
попаданием мины противника катер был поврежден, при попытке восстановить катер
произошло второе попадание в мотор катера, был убит моторист катера, получил
(26.9.1943) тяжелое ранение в ногу и
голову Куляба. Катер затонул в 100 м
от берега противника, раненый лейтенант добрался до берега и был отправлен в
госпиталь. Командиром батальона капитаном П.Н.
Сафронковым представлен (29.9.1943) к ордену Ленина, награжден орденом Красного Знамени (пр. № 97/н от
8.10.1943 г. 6А).
Кандидат
в члены ВКП(б) с 1943 г.
В
подготовительный период форсирования Днестровского лимана частями 1гв.УР
отлично подготовил буксирные средства и спустил их в район переправы. В ходе
форсирования находился на одном из полуглиссеров, который получил повреждения
под сильным артиллерийско-минометным обстрелом. Пробыл в воде 11 ч, после чего
был подобран и, отказавшись покинуть свой пост, продолжил выполнять задачу.
Организовал ремонт буксирных средств, поддерживая интенсивность переправы и ее
успех в целом. Командиром батальона майором И.П. Ковалевым представлен (23.8.1944) и награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (пр. № 158/н
от 30.9.1944 г. 3 Украинского фронта). Помощник
командира мостовой роты по технической части 130омпб. Старший лейтенант. Член ВКП(б) с 1944 г.
Прошел
боевой путь от Дона до Дуная. При форсировании Днестровского лимана успешно
руководил 18 катерами и полуглиссерами, имея на буксире паромы с десантами и
морской пехотой. При повреждении и затоплении полуглиссера провел в воде около
12 ч. Командиром батальона майором Т.М.
Шелгуновым представлен (3.11.1945) и награжден орденом Красной Звезды (пр. № 250/н от 15.11.1945 г. 5пмбр РГК).
Продолжил
службу в КА (СА).
...
За
выслугу лет награжден медалью «За боевые заслуги» (Указ Президиума ВС СССР №
240/93 от 20.6.1949 г.).
За
выслугу лет награжден орденом Красной
Звезды (Указ Президиума ВС СССР от 5.11.1954 г.).
Майор.
Уволен
из Вооруженных Сил в запас (30.6.1961).
...
Источники
информации
1.
Наградные документы.
2.
Учетно-послужная карточка.
3. РГВА, фонд МВИУ, опись 1; дело 9 (Приказы за 1940 г.).
Брюховецкий Р.И., Родионов В.М.