| МАКСИМОВ Анатолий Никифорович (16.6.1913 – 29.4.1965) Советский военный инженер Капитан
| |
Русский.
Уроженец Москвы (Ростокинский район).
...
Постоянный адрес проживания: Горьковская область, г. Дзержинск, проспект
им. В.И. Ленина, дом Известково-алебастрового завода 4, кв. 7.
Работал в «Союзстройпроект» (Москва, ул. Кирова, д. 45). Жена Зоя
Николаевна.
В ряды КА призван (22.7.1941) Ростокинским РВК. В составе команды № 913 направлен
в распоряжение начальника Военно-инженерного училища в пос. Болшеве
Московской области. Курсант.
1941 – окончил сокращенный курс Московского
ВИУ. Младший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны.
Воевал на Северном и Ленинградском фронтах в составе 621 полевой почтовой
станции 265сд, дивизия в составе Действующей армии с 26.7.1941 г.
Получил 4 ранения, в т.ч.: в районе Жихарево (5.1942) и в районе
Синявино (8.1942).
Из Эвакогоспиталя № 1170 убыл (2.11.1942) на лечение в Госпиталь № 88. Переведен
(10.11.1942) в Батальон выздоравливающих (пл. Воровского, 6).
Командир взвода 106оминжб. Лейтенант. Член ВКП(б).
Награждён медалью «За оборону Ленинграда» (22.12.1942).
Награждён медалью «За отвагу» (пр. № 018/н от 30.1.1943 г. 102осбр
Ленинградского фронта).
Заместитель командира роты 106оминжб. Старший лейтенант.
Участвовал в ночном штурме высоты 45,0 – «опорного пункта № 16». Умело
организовал взаимодействие между двумя подразделениями. Заняв высоту, с группой
бойцов отразил 14 контратак немцев. Действуя смело и решительно, лично
уничтожил 20 гитлеровцев. Командиром батальона майором И.И. Соломахиным
представлен (14.8.1943) и награждён орденом Красного Знамени (пр. №
539/н от 20.8.1943 г. 67А Ленинградского фронта).
На 1.1944 – командир 1инжр 106оминжб. Капитан.
22.1.1944 – «Петергоф!.. Сидим в
машине. Черноглазый звукооператор Маграчев чуть не в десятый раз заставляет
капитана Максимова повторять выступление перед микрофоном. Анатолий Никифорович
Максимов – первый встреченный нами в безлюдном Петергофе офицер, командир
инженерной роты. Лента рвется, звук пропадает весь в испарине от усилий, но
покорный Максимов вновь и вновь повторяет свой прерванный на полуслове
рассказ. В машине – трофеи: финские выбеленные лыжи (они разбросаны по городу
всюду), каски, немецкие полусапоги на толстенной деревянной подошве, какие-то
фляги, патроны. Их насобирали радиорепортеры.
От дороги –
ни на шаг, все минировано, мины рвутся весь день. В мертвом, испепеленном,
страшном городе, плохо укрытом продырявленным саваном снега, – только саперы и
дорожники. При вступлении наших войск здесь не оказалось ни одного местного
жителя.
Мы ехали
сюда долго, искали путь. Приморское шоссе минировано – проезда нет. Саперы перед
Стрельной нас не пускали. Они работали с собаками и миноуловителями, взрывали
мины. Машина, однако, пробралась – осторожно, по желтым, продавленным в снегу
колеям; свернуть хоть на метр – значило нарваться на мину».
Старший адъютант 172исб 20исбр.
Четко и умело под непрерывным огнем противника организовал действия
подразделений при форсировании р. Вуокси, обеспечив скрытность и скорость работ
понтонных расчетов. Обеспечил работу переправы и восстановление средств после
обстрелов. Поддерживал устойчивую связь с использованием трофейных средств.
Командиром батальона майором И.А. Хановым представлен (14.7.1944) и награжден
орденом Отечественной войны 1 ст. (пр. № 296/н от 27.7.1944 г. 23А).
Получил ранение. Из Эвакогоспиталя № 2013 выбыл (5.4.1945) в 38зап.сп.
…
Демобилизован (10.8.1945).
Работал техником-строителем.
1956 – призван Хозяйственным управлением ККБ (возможно, КГБ).
…
Умер (29.4.1965).
Источники информации
1.
Учетно-послужная карточка.
2. Наградные
документы.
Брюховецкий Р.И., Сухачев В.Е.