НИКОЛЬСКИЙ
Александр Владимирович
(18.6.1923)
Советский военный инженер Полковник
|
|
Награды: медали: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За трудовую доблесть», другие.
Русский. Уроженец Москвы.
В 9 классе СШ твердо решил стать военным. В ряды КА призван (1941)Сталинским РВК г. Горький.
4.1941 – сдал экзамены в Военно-инженерное училище в Болшеве.
«… 21 июня в классе был выпускной вечер, ребята вернулись с праздника в 3 часа ночи, а в 4 часа началась война».
27.6.1941 – получил повестку и прибыл в Военно-инженерное училище.
Участник Великой Отечественной войны.
Курсантом принимал участие в обороне Москвы. Минировали предприятия, имели участок обороны.
Замполитом роты был капитан Ткачев – деревенский парень, танкист, фронтовик, имел ранения, понимал курсантскую душу.
5.1942 – окончил 10-месячные курсы Московского ВИУ, младший лейтенант.
Направлен на Карельский фронт. В Действующей армии с 5.1942 г. по 3.1943 г.
Назначен командиром взвода 20 отдельного инженерно-аэродромного батальона 7ВА.
«Мы строили аэродромы в 3-4 километрах от передовой. Часто приходилось вступать в перестрелку с финскими разведгруппами, которые прекрасно ориентировались на болотистой карельской местности. Наши солдаты всегда выходили на работы с оружием. И еще нас прицельно бомбили – ежедневно, ежечасно не оставляло ощущение того, что бомба летит прямо в тебя».
Занимался при строительстве подрывными работами.
Особенно донимала всех капризная карельская погода: пока сушили у костра одну сторону, дождь поливал другую. Но удивительно то, что Александр, часто болевший ангинами, за военные годы ни разу даже не кашлянул!
«Такой вот был морально-психологический настрой», – объясняет фронтовик.
В конце 1943 – вернулся в Москву, учился на подготовительных курсах.
1944 – поступил на факультет аэродромостроения в Ленинградскую ВВА КА, которая находилась в эвакуации в Йошкар-Оле (1941-45). Лейтенант.
Там и встретил День Победы.
«Поздней ночью на улице вдруг раздались крики, послышалась стрельба. Мы выскочили из общежития, все ликуют: «Победа, победа!» Мы так ждали этого дня, что я даже передать не могу те чувства, которые охватили каждого в тот момент».
5.1945 – ВВА вернулась в Ленинград.
«Город был разрушен так, что смотреть было тяжело. Но еще страшнее было слушать блокадников, которые пережили этот ужас».
Награжден медалью «За боевые заслуги» (пр. № 068/н от 28.6.1945 г. по ВВС КА). «Во время нахождения на фронтах Отечественной войны работал командиром аэродромо-строительного взвода ОАИБ. Благодаря своей настойчивости, сумел правильно организовать своих подчиненных на успешное и своевременное выполнение оперативных заданий по строительству трех оперативных аэродромов на станциях Сумаричи, Молошупка и в городе Онега. За время обучения в Академии проявил себя высоко дисциплинированным, хорошо и отлично успевающим слушателем. Имеет два поощрения за отличную учебу и дисциплину. Средний балл за два семестра – 4,5». Из наградного листа.
1949 – окончил Ленинградскую Краснознаменную Военно-воздушную инженерную академию (переименованную с 1.9.1946 г.).
Продолжил службу в СА, в т.ч. и 18 лет на Дальнем Востоке. Подполковник.
Проектировал и участвовал в строительстве нескольких аэродромов в Китае. Награжден медалью.
1968 – переведен в Главный штаб ПВО начальником отдела. Занимался 11 лет противоракетной обороной. Полковник.
Уволен из рядов Вооруженных Сил (12.2.1979).
Занимался строительством объектов к Олимпиаде-1980.
Заместитель начальника капитального строительства от ВЦСПС. Курировал возведение велотрека в Крылатском, кольцевой велодороги.
Совместно с чехословацкими строителями возводил пансионат «Дружба» под Ялтой. Награжден медалью Антонина Запотоцкого.
Жена Зинаида Григорьевна. Воспитали 2 детей, полученный опыт пригодился для 4 внуков и 5 правнуков.
Место жительства: район Нагатино-Садовники (Москва).
Источники информации
Брюховецкий Р.И., Сухачев В.Е.
|