СОЛОВЬЕВ
Анатолий Васильевич
(7.7.1925)
Советский военный инженер
Юрист и художник
Майор
|
|
Родился в Москве в семье рабочих. Отец из многодетной семьи, дед работал наборщиком, имел 11 детей.
Учился в 524 школе Кировского района. Занимался рисованием в Доме пионеров.
Окончил 8 классов, что в те времена считалось неплохо.
Трудовую деятельность начал с 16 лет токарем на военном заводе № 720. Завод выпускал минометы для фронта. Работали по 12 часов, а приходилось и по 18, в две смены без выходных.
В 1943 – призван в КА по досрочному добровольному призыву и направлен в Военно-инженерное училище в Болшеве. Начальник Училища – генерал-майор А.П. Ермолаев. Училище выпускало саперов. Но ближе к концу войны, когда планировалось наступление наших войск, потребовалось строительство дорог и мостов. В Училище был создан дорожно-строительный батальон (командир – подполковник Васильев). В батальоне 3 роты дорожно-строительные и одна мостостроительная. Я был зачислен в мостостроительную роту (командир – старший лейтенант Моторин). Взводы формировались по уровню образования: первый – с высшим (командир – лейтенант Петров), второй – со средним, третий – с неполным (в него попал я), четвертый – с низшим.
Обучение было трудным. Гоняли до седьмого пота. Кросс-забег на 5 км с полной выкладкой с полосой препятствий в летнюю жару. Позади бежали старшина и помкомвзвода и поднимали упавших. Мучила строевая подготовка. Самым неприятным моментом был подъем. А самым приятным – наряд на кухню чистить картошку, где можно было получить дополнительно первое блюдо.
Меня, как умеющего рисовать, привлекали к оформлению помещений. В коридоре казармы висела моя картина на тему принятия присяги.
5.1944 – окончил Московское ВИУ, выпущен младшим лейтенантом и направлен в 3 Военно-дорожное управление в г. Овруч (1 Белорусский фронт). В это время началось наступление наших войск, и требовались дороги и мосты.
Участник Великой Отечественной войны.
Я был зачислен в 33 Военно-дорожный отряд (командир – Захаров) на должность командира взвода. Личный состав состоял из возрастных плотников, инвалидов. Руководили работами опытные инженеры с высшим образованием. А командирами взводов были молодые офицеры, как я. Их часто использовали на специальных заданиях: произвести разведку местности, сопроводить груз и т.д. Например, когда давался приказ построить мост, а материалов нет, а не выполнить приказ нельзя, то давалось задание достать любой ценой, т.е. украсть (у немцев было все).
Строительство мостов и дорог выполнялось в удивительно короткие сроки, а по-другому нельзя, войска ждать не будут. При освобождении Варшавы так был построен мост через Вислу. Река очень широкая. Весь город был в развалинах и горел.
Особенно трудным было строительство моста через р. Одер в Кюстрине (70 км от Берлина). В начале 1945 г. наши войска остановились на рубеже реки Одер и вели подготовку к наступлению на Берлин. Все силы 1 БФ были сосредоточены в районе Кюстрина, на левом берегу реки. Немецкие части занимали правый берег. Для прохода тяжелых танков требовался капитальный мост (60 т), понтоны не годились.
Нашему отряду был дан приказ построить мост. Руководили работами опытные инженеры. Я командовал взводом. Материалов и техники не было. Все делалось вручную. Особенно трудно было вбивать сваи в дно реки. Течение очень быстрое, к тому же весенний паводок. Немцы препятствовали строительству моста. С берега велся обстрел моста из минометов. По течению противник пускал мины, которые взрывали уже построенные части моста. А в небе кружили немецкие истребители и обстреливали мост из пулеметов. Появлялись внезапно несколько раз в день, на бреющем полете делали несколько заходов над мостом и также внезапно исчезали. Работы приостанавливались, и я как командир взвода покидал мост последним, и следил, чтобы не осталось на мосту ни одного раненого. Мост был построен в срок и послужил делу.
Лето 1945 – отряд восстанавливал дороги и мосты в Потсдаме, где готовилась встреча Глав великих держав.
В конце войны меня по-свински подставили, повесив недостачу вагона сена без всякой на то моей вины. За это мне грозил трибунал. С величайшим трудом и потерями мне удалось выйти из этого положения, но это отразилось на дальнейшей службе.
По окончании войны фронтовые дорожно-строительные управления были переведены в тыл, переданы в подчинение МВД и там продолжали работы по восстановлению разрушенных в войну дорог и мостов.
Я из Берлина был направлен в Сухуми, затем во Владикавказ, позже переведен в Новочеркасск и окончательно в Ростов-на-Дону. В городах стояли штабы, а сами части разбросаны по местам строительства.
В Ростове окончил вечернюю школу рабочей молодежи и получил аттестат зрелости.
Из Ростова переведен в Москву, в 5 дорожно-строительную дивизию. Капитан.
Поступил во Всесоюзный заочный юридический институт.
Военная служба меня никогда не интересовала, и при первой же возможности я уволился в запас в 1956 г. в первое массовое сокращение армии. Впоследствии было присвоено звание майор.
Что касается наград, то этот вопрос меня тогда не интересовал (как и сейчас).
Я был мальчишкой среди опытных волков. Все решал командир части. А он был завязан своим окружением, которое не мог оставить без наград. Туда входили и особисты, и партработники, и руководящий командный и технический состав, и ППЖ, и личные друзья, и наконец, партнеры по распитию фронтовых 100 г, где всё и решалось. А еще были и раненые на работе бойцы – инвалиды войны, имеющие голос на партийном собрании. А технические войска наградами не жаловали.
Все же при моем переводе в другую часть начштаба сообщил, что на меня отправлено два представления. Но все затерялось. Несколько лет назад из военкомата мне по телефону сообщили, что я значусь в прибывшем списке недополученных наград, но на этом все закончилось, а мое личное дело, как мне известно, утеряно. Этот вопрос меня сейчас абсолютно не интересует, и я не хочу тратить время и здоровье, которого уже не осталось. А так, у меня 15 правительственных наград.
|
1959 – окончил Всесоюзный заочный юридический институт.
Устроиться на работу по юридической специальности в то время было невозможно, да и зарплата была самая низкая (80 руб.). Рабочий получал 150 руб., рядовой следователь – 110, прокурор района – 140. На работу следователем меня взять побоялись, т.к. я не состоял в КПСС.
Начал с нуля конструктором, потребность в которых была огромной. Вскоре стал ведущим.
1969 – окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).
Автопортрет |
Работал художником-конструктором в промышленности, руководителем группы.
После выхода на пенсию целиком посвятил себя занятию живописью, хотя занимался этим по возможности всю жизнь. К юбилею Победы награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (12.11.1985).
Участвовал в Центральном Художественном салоне РСФСР.
Входил в число основоположников Московского Центрального вернисажа. Работы, созданные до 1995 г. разошлись по свету. С моими работами можно ознакомиться на сайтах:
(поиск по Соловьев Анатолий Васильевич).
Проживаю в Москве.
Женат. Вырастил дочь. Воспитываю внука.
Источники информации
Соловьев А.В.
Подготовил: Брюховецкий Р.И. |