Суббота, 24.08.2019, 02:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Московское Краснознаменное ВИУ в Калининграде

Категории раздела
Воспоминания [25]
О выпускниках, командирах и учителях.
Творчество [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Общий » Воспоминания

Курсант Московского инженерного училища

Е. ДРОКАНОВ 
Глава 2. Курсант Московского инженерного училища

6 июня я выехал поездом из Эстонии через Палдиски, Таллин и Ленинград в Москву. С Ленинградского вокзала столицы перешёл на Ярославский и пригородным поездом добрался до Болшева, где было расквартировано училище. Московское инженерное училище (МИУ) обосновалось на этом месте в 1939 году одновременно с началом Второй Мировой войны. Оно являлось одним из первых учебных заведений Красной Армии. История его ведёт отсчёт с марта 1919 года, когда была создана Московская военно-инженерная школа. Она выдержала многочисленные реорганизации, переводилась в Ленинград, возвращалась обратно, а в сентябре 1937 года была переименована в Московское инженерное училище. Некоторое время оно размещалось в городе, неподалёку от ВДНХ. Основная база училища тогда же начала возводиться в Болшеве – между деревней Максимково и Комитетским лесом. Весь выпуск училища 1939 года участвовал в боях с финнами на линии Маннергейма. Командовал училищем в эти годы полковник Александр Николаевич Варваркин. Вскоре после начала Великой Отечественной войны ему как опытному специалисту инженерного дела присвоили звание генерал-майора и направили на фронт начальником инженерных войск 13-й армии Западного фронта.

Стояли тёплые июньские дни, последние мирные дни 41-го года. В училище меня как сержанта и старослужащего назначили помощником командира курсантского взвода. В МИУ было три учебных батальона (факультета): два сапёрных и один аэродромного строительства, где мне и предстояло учиться. 22 июня в солнечный воскресный день у нас проходило комсомольское собрание. Когда оно началось, в зал вошёл незнакомый мне замполитрук и сообщил бригадному комиссару Годгельфу – начальнику политотдела училища, который присутствовал на собрании, что по радио ожидается важное правительственное сообщение. Весь личный состав, присутствовавший на собрании, вывели во двор училища к репродуктору. Ровно в 12 часов по московскому времени мы с волнением услышали выступление по радио Народного Комиссара СССР по иностранным делам Вячеслава Михайловича Молотова. Он сообщил, что рано утром фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Закончил своё выступление он мудрыми такими пророческими словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Фраза запомнилась и стала настоящим лозунгом на всю войну.

В том подмосковном районе, где располагалось училище, недалеко от станции Подлипки (сейчас – это город Королёв), вокруг было построено очень много военных заводов. Они служили важными целями для вражеской авиации. 22 июля, ровно через месяц после начала войны, немецкие самолёты совершили свой первый авианалет на Москву. В казармах училища мы не могли в безопасности находиться во время бомбардировок, поэтому по ночам нам приходилось со своей амуницией выходить в ближайший к нам Комитетский лес и ночевать там. Часто нас направляли в боевое охранение на окраины Москвы, так как противник засылал в нашу столицу своих шпионов и диверсантов. В моменты бомбардировок мы видели, как они подавали световые сигналы и наводили самолеты на цели. Курсанты старались их выловить, но задержать никого не удавалось.

К октябрю 1941 года немцы подошли близко к Москве. Столица переходила на осадное положение, началась эвакуация. Роль МИУ для всей Красной Армии была настолько важна, что высшим командованием было принято решение о его переводе в тыловые области страны. 28 октября училище батальонным маршем вышло из своего расположения и двинулось в пешем строю по маршруту Москва – Горький. Примерно через неделю мы вышли к берегу реки Волги, где личный состав разместили на больших баржах с буксирами для того, чтобы дальше по реке выйти на Каму. Именно в этот момент начался налет немецкой авиации на Горький. Мы сидели в трюмах и боялись, как бы нас в таком беспомощном положении не разбомбили летавшие над городом вражеские самолеты. Это было как раз в праздничный день – 7 ноября. Но фашистские бомбардировщики в конце концов улетели, не причинив нам вреда. Несколько дней спустя баржи наши приплыли в город Чистополь на Каме, где уже стояла зимняя морозная погода, и суда затерло льдами. Пришлось выгружаться на берег и идти маршем в город Мензелинск в Башкирии (Р.И. – автор ошибся, Татарской АССР). В этом месте училищу предназначено было развернуться и продолжить подготовку курсантов. Для размещения училища городские власти отвели помещение и территорию сельскохозяйственного техникума. Пешим маршем мы двигались почти весь месяц, прошли по многим дорогам от Москвы почти до Урала. За это время нигде не мылись, спали вповалку на полу, в деревенских домах. Конечно, все были очень грязные, завшивели. Когда прибыли в Мензелинск (это произошло 28 ноября – в день моего двадцатилетия), командование первым делом взялось за санитарную обработку людей. После налаживания быта вновь приступили к учебе.

В декабре, январе и феврале мы продолжили процесс боевой подготовки, начатый в летом в Москве, но прерванный на некоторое время в связи с эвакуацией. В ходе обучения курсанты нашего батальона, главным образом, осваивали аэродромное дело. В дальнейшем обстоятельства сложилось так, что меня и некоторых моих однокашников направили на фронт в армейские инженерные части, и к авиации мы больше никакого отношения не имели. Однако многие другие выпускники после окончания попали на фронтовые аэродромы и в дальнейшей службе были использованы по основной специальности. Учиться нам приходилось много и напряжённо. Очень хорошо в училище было организовано обучение минно-взрывному делу, тактике инженерных войск, организации строительства мостов и переправ. Много раз в последующей службе я с благодарностью вспоминал тех, кто подготовил меня как профессионального специалиста инженерных войск. Среди обучавших нас преподавателей больше всех мне запомнился майор Ковтун, который блестяще вёл курс военной топографии.

28 февраля приказом Народного Комиссара Обороны СССР И.В. Сталина мы были выпущены из училища с присвоением воинского звания лейтенант. Здесь следует заметить, что в начальный период войны подготовка курсантов в военных училищах была сильно сокращена. Фронту спешно требовалось большое количество офицеров. Однако, если выпускникам командных училищ – пехотных, танковых и иных – тогда присваивали звания младших лейтенантов, то выпускники МИУ становились сразу лейтенантами. 10 марта проводилось распределение выпускников. Нас направляли на все фронты. Человек пять-шесть моих товарищей и я получили направление на Западный фронт. Со станции Огрыз поездом я поехал в Москву. Нашей отправкой ни в училище, ни в военной комендатуре на станции никто не занимался, разъезжались мы самостоятельно. Билетов на проходящие поезда достать было невозможно, все вагоны были забиты ехавшими людьми. Мне пришлось, уцепившись за поручень, забраться лишь на подножку вагона и таким образом ехать до следующей станции. В момент посадки кто-то дернул меня за шинель, а потом я обнаружил пропажу бумажника, в котором, кроме всего прочего, хранился и аттестат отличника за среднюю школу. Так я лишился этого важного для меня документа. В последующем моя мама в Астрахани сделала мне его дубликат, который мне пригодился после войны при поступлении в Военно-инженерную академию.

Категория: Воспоминания | Добавил: 2051 (28.03.2015) E
Просмотров: 490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz