|
БАКУН
Михаил Федосеевич
(4.11.1912 – ?)
Советский военный инженер и воспитатель
Капитан
Заместитель командира батальона курсантов
|

|
Украинец. Встречается написание отчества – Феодосьевич.
Окончил СШ.
В рядах КА с 6.4.1935 г. Призван Дзержинским РВК Винницкой области (УССР).
1937 – поступил в Военно-инженерное училище. Курсант.
1939 – окончил Московское ВИУ. Лейтенант. Член ВКП(б) с 1939 г. Оставлен для прохождения службы в Училище.
Командир взвода курсантов.
 | На 1941 – командир 3 роты курсантов. Старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны. Выполнял специальные задания с ротой курсантов в дни обороны Москвы, показав себя смелым, знающим своё дело офицером, умело организовавшим подчиненных на выполнение поставленной боевой задачи. «... 6 октября после боевой тревоги 3-я рота училища под командованием старшего лейтенанта Бакуна Михаила Феодосьевича убыла для выполнения боевого задания в район с. Ильинского. После получения боеприпасов (по 60 шт. винтовочных патронов, по две противотанковых гранаты на человека), курсанты были отправлены на пяти автомашинах: на 4-х машинах ехали курсанты, на одной везли противотанковые мины и взрывчатку. В задачи роты входили работы по разрушению мостов, складов и других сооружений, непосредственно на Ильинском рубеже – установка противотанковых минных полей, работы по фортификационному оборудованию местности, выполнение других инженерных работ. |
До Малоярославца добрались благополучно, за городом настиг первый налет авиации, но все обошлось. Далее ехали рассредоточено, дорога была пустынна, редко попадались отдельные группы солдат. По прибытию в Ильинское, один взвод по приказу генерал-майора Смирнова В.А., начальника Подольского пехотного училища, возглавившего оборону Ильинского сектора, приступил к минированию танкоопасных направлений на Ильинском рубеже. Остальные три взвода должны были двигаться далее, в направлении г. Юхнова, войти в подчинение командования передового сводного отряда подольских военных училищ, который вместе с десантным отрядом под командованием капитана Старчака И.Г. вел сдерживающие бои в районе р. Угры. Перед Медынью на движущуюся колонну из-за леса неожиданно налетела немецкая авиация и на ровной местности начала расстрел с бреющего полета в три захода, при этом было видно в кабинах летчиков. Был убит шофер и несколько курсантов в кузове. Курсанты, по сути, не вкусив еще настоящего пороха войны, не потеряли организованности, рассыпались по полю и перебежками под непрерывным пулеметным обстрелом стали передвигаться к лесу. Так произошла первая встреча с врагом, появились первые потери. В Медыни (возможно, в Мятлеве) при отступлении остался взвод курсантов. В числе выполненных в этот период работ – подготовка к взрыву и взрыв большого продовольственного склада «НЗ» в подвале бывшей церкви. Для взрыва не хватало взрывчатки, и в разведке был найден склад боеприпасов – противотанковые мины и отдельно аммотол в мешках по 20 кг. Часть найденного перенесли в продсклад, где уложили среди ящиков и мешков, связали подрывную сеть из детонирующего шнура и заминировали вход. Часть продуктов и взрывчатки вывезли в Ильинское, для основного состава защитников рубежа, часть – в сторону Юхнова, для ушедших вперед взводов. Для взрыва было оставлено отделение курсантов. Взводу лейтенанта Крюкова было приказано подготовить и взорвать трехпролетный, деревянный мост через р. Изверь. Это задание успешно было выполнено, объезды заминированы противотанковыми минами, из-за отсутствия взрывчатого вещества мост был взорван с помощью противотанковых мин ЯМ-5 (противотанковая мина ЯМ-5 новой конструкции по тем временам имела простое устройство, но являлась очень опасной при установке и еще опаснее при разминировании). Подрывы мостов и дальнейший отход курсантов зачастую происходил под интенсивным обстрелом противника, так же случилось и в этот раз. При подготовке к взрыву курсанты, ввиду отсутствия шпагата для подвязки зарядов к сваям и прогонам, не растерялись, используя ленты разорванных нательных рубашек. В процессе подготовки усилился артиллерийский и минометный огонь, бой приближался. Десантники отряда капитана Старчака и курсанты передового отряда с боем отходили за реку. Саперы попали под автоматный огонь противника, при этом двое курсантов были ранены. Часть их вела огонь по противнику, а часть заканчивала подготовку моста к взрыву. Остаток мин заложили под береговую опору со стороны противника с целью сделать в момент взрыва большую воронку. Для взрыва осталось одно отделение. Непосредственно взрывали мост курсанты Большаков и Чеботарев, остальные отошли на 200 м в тыл на взгорок, и должны были прикрывать курсантов огнем после взрыва. В это время отходил танковый батальон 17-й танковой бригады (16 танков), который нужно было пропустить. Курсанты с нетерпением ждали прохода по заминированному мосту нашего последнего танка, который по каким-то причинам задержался. Курсанты Большаков и Чеботарев из винтовок уничтожили мотоцикл противника с установленным пулеметом, двигавшимся за колонной (у курсантов появились первые трофеи – пулемет, два автомата и пистолет.) Мост был взорван с находившимся на нем танком противника – как только танки приблизились к мосту, курсанты подожгли зажигательные трубки и начали отход, непрерывно наблюдая за мостом и танками. Один танк подорвался на мине, второй на мосту. Мост через р. Шаню длиной около 60 м, четырехпролетный, уже был заминирован, но командир взвода приказал курсанту Черкасову и еще троим курсантам проверить готовность и состояние зарядов и подрывной сети. Старшим группы был назначен курсант Смирнов. Заряды были заложены большие, аммотол в мешках по 40 кг, общий вес взрывчатки – около 2-х тонн. Курсанты переделали все по-своему, «чтобы наверняка». Мост и объезды были заминированы, саперы ждали. Через мост отступали наши бойцы, в том числе курсанты Подольских военных училищ. Вот как об этом воспоминали курсанты Московского военно-инженерного училища: «Подъезжают к мосту два расчета орудий курсантов Подольского артучилища. Кузова автомобилей заполнены ранеными, убитые лежат на лафетах орудий. Живые на подножках и буферах автомобилей. Спрашиваем: – Далеко ли немец? Почему отходите? Размазывая по лицу грязный пот вместе с кровью, с прикриком отвечают: – Разве это пушки! С ними долго не навоюешь! Ворон пугать, рассыпаются сердечные. – Где же танки? – кричим мы. – Было несколько штук, но куда-то правее ушли. Провожаем взглядами ребят: Герои! Эти врагу не сдадутся, и оружие свое, какое бы оно ни было, не бросят…». Тем временем было принято решение встретить противника на мосту, задержав его ружейным огнем и гранатами на несколько секунд, необходимых для горения зажигательной трубки. Лев Смирнов обрезал ее до 3-4 см, сам забрался в щель подрывной станции, остальные заняли окопы поодаль. Это было рискованно и опасно, но другого выхода не было. Мост был взорван, когда на нем появились мотоциклисты противника с установленными пулеметами: «мы открываем огонь и бросаем гранаты, через несколько секунд оглушительный взрыв. Все в нем смешалось – бревна, металл, люди». Установленные курсантами мины, прикрываемые огнем артиллеристов и пехотинцев, задерживали продвижение войск противника, который нес потери в живой силе и технике. В Ильинском оставшийся взвод курсантов-саперов сразу по прибытии приступил к минированию танкоопасных направлений. Полковник Стрельбицкий, начальник Подольского артиллерийского училища, возглавивший артиллерию на рубеже, вспоминал: «В отличие от командира – спокойного и рассудительного – его курсанты были такими же, как и наши мальчишки – восторженные, шустрые, быстрые. Мимо меня проходил один из них, неся на спине взрывчатку. – Что будете минировать? – спросил я. – Товарищ полковник – быстро опустив груз и встав по стойке «смирно», отрапортовал курсант Большаков, – нам приказано заминировать мост в с. Ильинском. – Ну и как, будет толк? – шутя, спросил я его. – Так точно, будет! Немецким танкам несдобровать. Вчера им досталось! – весело отвечал он. – Ваши курсанты тоже бросаются в контратаки? – спросил я подошедшего командира роты старшего лейтенанта Бакуна. – Бросаются, товарищ полковник, бросаются, – с жаром говорил Бакун. – Когда минировали мост у Юхнова, наскочили немецкие мотоциклисты. Наши встретили их огнем, фрицы стали разворачиваться в обратный путь, а курсанты Большаков, Черкасов и еще десяток бросились на них и перебили часть, и что вы думаете, немало перебили и захватили три мотоцикла». Одним из самых тяжелых воспоминаний у курсантов-саперов было связано с оборудованием командного и наблюдательного пунктов неподалеку от села. Наблюдательный пункт должен быть открытым, с ходом сообщения и глубокой щелью. Котлован рыли лопатами быстро, в две смены, случилось так, что в котлован прямым попаданием попала мина, при взрыве погибло несколько человек. Их похоронили неподалеку, в братской могиле. Подрыв деревянного, трехпролетного, на свайных опорах моста через р. Выпрейку в с. Ильинском был подготовлен быстро, курсанты нашли в береговой опоре ящик тола. Мост был взорван не сразу, а тогда, когда к нему прорвались немцы, в момент, когда на него въехал танк. Согласно воспоминаниям, 12 октября был получен приказ о возвращении роты в училище. Отходили группами по лесной стороне шоссе через Кудиново до Малоярославца, приходилось отстреливаться, так как оказались в окружении в связи с высадкой немецкого десанта. 18 октября 1941 г. рота вернулась с выполнения боевого задания. Училище в это время эвакуировалось в г. Мензелинск. За время боевых действий на Ильинском рубеже рота потеряла большую часть своего состава. Согласно формуляра МВИУ по 3-й роте всего 6.10.1941г. на фронт убыло 7 командиров и 100 курсантов, возвратилось 40 человек. За время боевых действий роты было подготовлено к взрыву 29 мостов, из них взорвано 15, уничтожено три склада (продовольственный, склад горючего и склад боеприпасов)». 3.1943 – заместитель командира батальона курсантов (командир – подполковник Б.А. Успенский). Капитан.
Награжден медалью «За оборону Москвы» (акт вручения от 10.8.1944 г. Московского ВИУ). Награжден орденом Красной Звезды (14.10.1944). «Как офицер строгий, заботливый и справедливый, пользующийся заслуженным большим авторитетом офицерского и курсантского состава батальона, воспитавший за время пребывания в Училище более тысячи офицеров инженерных войск». Из Наградного листа, подписал командир батальона подполковник Б.А. Успенский (29.9.1944). Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (акт вручения от 5.1945 г. Московского КВИУ). Награжден медалью «За боевые заслуги». ... Вышел в запас. Жил и работал в Москве. ...
Источники информации
1. Наградные документы.
Брюховецкий Р.И., Сухачев В.Е.
|