| ХОЛОД Иван Борисович (28.8.1919 – 22.7.1944) Советский военный инженер Гвардии капитан
| |
Украинец.
Уроженец
с. Мельники (Чигиринский район, Кировоградской (ныне – Черкасской) области УССР).
Из крестьян. Отец Борис Мартынович проживал перед войной в с. Мельники.
1938
– окончил 10 классов СШ. Служащий. Член ВЛКСМ с 1937 г. Холост.
8.1939
– через Чигиринский РВК Кировоградской области добровольно поступил в Военно-инженерное училище (пос. Болшево
Московской области). Курсант. Военную присягу принял (5.12.1939). Командир
отделения. Член ВКП(б) с 1940 г.
10.1940
– окончил ускоренный курс Московского
ВИУ по 2 разряду. Младший лейтенант (пр. № 04532 ГИУ КА). Для прохождения
службы направлен в Северо-Кавказский ВО Служил
в 137осапб 171сд.
Участник
Великой Отечественной войны.
В
Действующей армии с 7.1941 г.
9.9.1941
– командир саперного взвода 178осапб
174сд (1 формирование).
Получил
(12.1941) ранение в боях за г.
Старица Калининской (ныне – Тверской) области. После выздоровления отправлен (28.1.1942)
в Отдел кадров 29А.
7.5.1942
– заместитель командира роты 267оинжб
29А. Старший лейтенант (7.5.1942).
22.7.1942
– командир 2инжр 267оинжб 1ТА. Капитан
(20.1.1943).
В
короткий срок сплотил роту в боевой коллектив, способный выполнить любое
задание в любых условиях. Под огнем противника умело руководил ротой при
постройке моста в районе д. Галузино. Получил (1.3.1943) легкое ранение. В ходе
работ выводил личный состав из-под обстрелов. Задание выполнил в срок при малых
потерях: один боец убит, двое – ранены. В заданный срок с привлечением местного
населения оборудовал батальонный район обороны в районе д. Новоселовки.
Командиром батальона майором Я.С.
Яковлевым представлен (4.5.1943) и награжден медалью «За отвагу» (пр. № 17 от 22.8.1943 г. 1ТА).
Умело
организовал минирование дорог и мостов на Белгородском направлении в районе г.
Обоянь. На Харьковском направлении при прорыве обороны противника в
инициативном порядке под минометным и артиллерийским огнем оборудовал переправу
через р. Воронеж при незначительных потерях личного состава. Составом роты
быстро и качественно оборудовал командный пункт штаба А в наступлении. Командиром
батальона майором Я.С. Яковлевым
представлен (6.10.1943) и награжден орденом Красной Звезды (пр. № 31 от 5.11.1943 г. 1ТА).
Руководил
ротой при сборке парома и оборудовании паромной переправы через р. Днестр
(26-27.3.1944). Переправа была готова через 4 часа. За сутки ротой было
переправлено 87 автомашин с боевой техникой, 25 пушек (зенитных и
противотанковых), 1200 красноармейцев. Командиром батальона майором Я.С. Яковлевым представлен (29.3.1944)
и награжден орденом Отечественной войны
2 ст. (пр. № 31 от 11.6.1944 г. 1гв.ТА).
267оинжб преобразован в 14гв.оинжб.
Командир
2инжр 14гв.оинжб 1гв.ТА. Гвардии капитан.
Лично
участвовал в выполнении боевого задания по инженерной разведке р. Сан в районе
м. Радымно. Действовал во главе группы инженерной разведки по выявлению брода
через р. Сан. Погиб (22.7.1944) при
определении глубины обнаруженного брода. Командиром батальона гвардии майором Я.С. Яковлевым посмертно представлен
(29.3.1944) и награжден орденом Отечественной
войны 1 ст. (пр. № 58 от 26.9.1944 г. 1гв.ТА).
Похоронен
в саду на берегу р. Сан (д. Михаловка Львовской области УССР).
Современное
место захоронения: Польша, Любельское воеводство, г. Замосць, ул. Дорога
Менченников Ротунды, могила 64 (X-C-9). Захоронение 86044141.
Источники информации
1.
Наградные документы.
2.
Учетно-послужная карточка.
Брюховецкий Р.И., Сухачев В.Е.