|
ВОЛКОВ
Алексей Кузьмич
(21.2.1927 - 1.12.2015)
Советский военный инженер-мостовик
Генерал-лейтенант Почетный железнодорожник
|
|
Награды: ордена: Отечественной
войны 1 ст. (1985), Трудового Красного Знамени (1971), Красной Звезды (1945), «За
службу Родине в ВС СССР» 3 ст. (1975), «Знак Почёта» (1962); медали: «За боевые
заслуги» (1954), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.» и другие.
Русский.
Родом из д. Елгозино Клинского района Московской области. Семья переехала в г. Клин. Учился в первой школе. «К началу войны в нашей семье было двое мужчин: отец и я, 14-летний мальчишка. Моя неграмотная мать, пережившая Первую мировую, Гражданскую войны, революцию, не понаслышке знала, что такое война и по-женски рассудила: мои мужчины на войну не попадут, так как один шестиклассник, еще малый, а второй уже старый. На деле оказалось совсем не так. В первую мобилизацию, 22 июня ушел на фронт отец. Уже к концу июня в сводках появляется «минское направление», а в Клину появились первые раненые. С падением Смоленска военные специалисты и местные органы власти города стали готовиться к обороне. Наша семья, как и многие другие, вышла копать траншеи, противотанковые рвы, разгружать ящики с боеприпасами на подступах к Клину, в районах населенных пунктов Першутино и Давыдково. В начале октября 1941 года упали первые бомбы на железнодорожный мост, затем на стекольный завод и Торговые ряды. Старшие школьники вместе с взрослыми назначались патрулями, дежурили на крышах домов. В нашем доме, под городскими часами, в окнах были заложены кирпичные амбразуры для установки пулеметов. Работая вместе с мостовиками, мы видели как падали бомбы на школу. Помню, как весь девятый класс, убежав с уроков, провожал одноклассника на фронт...».
Член ВЛКСМ со 2.1943 г. В народное ополчение вступил (1.10.1943) добровольно через Клинский РВК. Курсант учебного полка, служил в батальоне противотанковых ружей. Направлен в Военно-инженерное училище. Курсант.
1944 – окончил Московское ВИУ. Младший лейтенант.
Участник Великой Отечественной войны.
В Действующей армии с 4.1945 г.
Воевал на 4 Украинском фронте. Освобождал от фашистских захватчиков Польшу и Чехословакию.
Командир саперного взвода 327осапб 107сд.
«Не раз и не два смерть подстерегала сапёров. Она была их постоянной спутницей. Однажды, когда взвод выдвигался на позицию, водитель «студебеккера» предложил их подвезти. И подчинённые, многим из которых молодой лейтенант в сыновья годился, тихо возмутились, когда он отклонил предложение и скомандовал всем идти пешком. А через считаные минуты «студебеккер» был уничтожен минометным огнём противника…». «К началу наступления мой взвод был включен в состав одного из штурмовых батальонов. Поступила команда взорвать железнодорожный мост. Группа подрыва разрушила один из устоев моста. Спящую охрану сняли без единого выстрела. О том, что война закончилась, мы узнали от пленных немцев. А мы еще 300 километров шли с боями до Праги». В период наступательных боев находился на танкоопасном направлении и путем установки минных полей обеспечивал закрепление захваченных рубежей. При оборудовании переправы через р. Опаву (Силезия), лично находился по грудь в воде и устанавливал опорные рамы, чем обеспечил переправу к указанному сроку и пропуск приданной техники. Командиром батальона подполковником Бурлаковым представлен (15.5.1945) и награжден орденом Красной Звезды (пр. № 035/н от 18.5.1945 г. 107сд 4 Украинского фронта). Войну закончил в Чехословакии.
Продолжил службу в КА (СА).
1956 – окончил ВТА. Военный инженер-мостовик. Капитан. Направлен для прохождения службы в 17ждбр (ст. Клюквенная Красноярской железной дороги), в которой прослужил 18 (!) лет. Заместитель командира ждб. На Транссибе в условиях интенсивного движения руководил работами по развитию 8 станций и электрификации 50-км участка на железной дороге, ведущей от Москвы к Байкалу. Командир ждб. Бригаду перебросили на строительство железнодорожной линии Абакан – Тайшет. Он начинал эту «стройку мужества» практически с первого пикета. В суровых условиях – таежного безлюдья, морозов и бездорожья – военные железнодорожники демонстрировали высочайший профессионализм. Заместитель командира 17ждбр.
Командир 17ждбр. Почетный железнодорожник (1968). Руководил строительством железных дорог, ведущих к медеплавильному комбинату в Эрденете (Монголия). Стройку неоднократно посещал глава Монголии Юмжагийн Цеденбал и неизменно давал высокую оценку работе военных железнодорожников. Однажды на Улан-Батор обрушилось наводнение. Комбриг приказал одному из батальонов, дислоцировавшемуся в 300 км от города, оказать помощь. Уже на следующее утро железнодорожники прибыли к месту бедствия и отсыпали дамбу. А буквально через несколько дней с визитом в Монголию прибыл председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. И ему было крайне приятно слышать о мирных подвигах советских воинов. 1974 – заместитель начальника ЖДВ по тылу - начальник тыла ЖДВ. «Это был период разворота работ на Восточном участке БАМа, массовой передислокации частей и их обустройства на всем протяжении Восточного участка от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. Необходимо было построить жилье для офицеров, прапорщиков и членов их семей, палатки и казармы, штабы и клубы, организовать банно-прачечное обслуживание и питание всего личного состава». Командир ЖДК, который участвовал в сооружении Восточного участка БАМа. Генерал-майор. С 1981 – заместитель начальника ЖДВ по тылу - начальник тыла ЖДВ. Член Военного совета. Генерал-лейтенант (1984). К юбилею Победы награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (6.4.1985). 1987 – уволен в запас. Место жительства: Москва. В отставке.Алексей Кузьмич с сыновьями Дмитрием и Андреем и внуком Алексеем | Жена (1953) Людмила Михайловна. Дети: Андрей; Дмитрий – полковник, работает в Центральном аппарате ОАО «РЖД».Умер (1.12.2015).
Источники информации
1. Наградной лист.
Брюховецкий Р.И., Сухачев В.Е.
|