АКСЕНОВ
()
Советский военный инженер
Лейтенант
Окончил СШ, а, возможно, поступил в Военно-инженерное училище, не закончив 10 класс, т.к. 9 рота курсантов была сформирована в 5.1941 г. Курсант.
Война застала в летних полевых лагерях. На митинге выступил политработник. Всех возвратили в Болшево, в училищные казармы, где продолжилась учеба по ускоренному курсу.
Участник Великой Отечественной войны.
10.10.1941 – с запасом взрывных средств группу курсантов отправили в Калугу. Под руководством лейтенанта Барабанова заминировали мост. По мосту на восток отходили наши войска и раненые, а в тылу было слышно, как немцы снова бомбят Калугу. Через сутки, не дождавшись команды на подрыв, сняли взрывчатку.
«Утром вдоль реки добрались до наплавного моста, на «лодках», и по этому мосту отходили красноармейцы. Получили команду от майора на подрыв моста.
Мы заминировали мост, на днище лодок заложили ВВ, через одну, и закрепили бикфордовы шнуры. И когда мы увидели, что на противоположном берегу появились немцы, то произвели подрыв моста. Мост разрушился только с обоих краев, а центральная «секция» наплавного моста осталась целой и поплыла вниз по течению, и тогда Барабанов приказал: «Все необходимо взорвать, иначе немцы используют остатки моста для наведения переправы».
И тогда мы сбросили шинели и кинулись вплавь к «секции». А холодина уже стояла. Когда все сделали и подорвали остатки моста, то на берегу уже не было машины и части наших курсантов. Куда-то они с Барабановым уехали. Мы надели шинели прямо на мокрое обмундирование, и пошли по дороге, пока через километра 3, не напоролись на патруль на шоссе. Здесь нас впервые за последние двое суток покормили, дали хлеб с «маргусалином» и соленые огурцы. Потом смотрим, а по дороге идет наша «курсантская» машина. Подобрали нас...
Кругом уже пошли разговоры, что мы находимся в полном окружении, но, как выяснилось, немцы еще не успели нас взять в плотное кольцо. Долго плутали, пока не вышли к какой-то деревушке. Я со своим товарищем Аксеновым ночью пошли на разведку. Немцев в деревне не было и мы на машине поехали по дороге на Алексин, который был в наших руках. В этом городке мы встретили других наших курсантов, нам передали приказ – вернуться в расположение Училища. Но в Болшеве нас не задержали даже на несколько дней».
18.10.1941 – Училище было поднято по тревоге, курсантов вывели километров за 20 от столицы в сторону тыла и приказали своим ходом и любыми способами добираться до Горького. За Владимиром, в составе обычных армейских патрулей появились наши курсанты – «маяки», передававшие распоряжения о дальнейшем маршруте движения. От Горького курсанты в трюмах барж добрались до Татарии. Далее в лютые морозы пошли пешим маршем в г. Мензелинск, ночуя по дороге в домах у местных крестьян. В Мензелинске разместили в школьном здании, где уже находились КУКС, на которых занимались пожилые командиры запаса – «приписники».
12.1941 – в конце месяца объявили досрочный выпуск Московского ВИУ с присвоением звания «лейтенант». «Лейтенантские «кубики» прикрепляли прямо на курсантские шинели, в Училище просто не было комсоставского обмундирования для нас. Каждый получил предписание – прибыть в армейскую часть для прохождения дальнейшей службы.
Меня и Аксенова распределили в воздушно-десантную бригаду (вдбр) в Свердловске. От Мензелинска до узловой станции 60 км, стояли 30-градусные морозы, и пока мы с Аксеновым добрались до железной дороги, то чуть не околели от холода. Сухого пайка нам в Училище не дали, спасло то, что где-то одна пожилая женщина над нами сжалилась и покормила двух голодных лейтенантов, нажарила нам большую сковороду картошки.
Прибыли на аэродром в Свердловск и здесь нам штабной подполковник заявляет: «Ваша бригада уже отбыла в Москву. Никаких других десантных частей в Свердловске больше нет».
Убыли в Москву.
В комендатуре штаба ВДВ в Москве было приказано прибыть в штаб 211вдбр в Малаховке.
Примечание. Далее пути однокашников Аксенова и Богацкого разошлись.
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|