Воскресенье, 24.11.2024, 13:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Московское Краснознаменное ВИУ в Калининграде

Категории раздела
1919-1950 [1908]
1951-60 [197]
12 рота [70]
О девушках-саперах
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Выпуски » 1919-1950

Богацкий М.М.
БОГАЦКИЙ
Михаил Моисеевич
(7.9.1923 – ?)
 
Советский военный инженер
Юрист
Капитан
 
 

 
Еврей.
Родился в Пролетарском районе Москвы, в семье простого бухгалтера, мать работала библиотекарем.
Учился в СШ № 498. Член ВЛКСМ.
Весна 1941 – в 10 класс пришел офицер из РВК и стал агитировать на поступление в Военно-инженерное училище. С ним еще согласились: Кирилл Малевинский, Сергей Яковлев, Анатолий Иванов и Юрий Подобедов.
В рядах КА с 5.1941 г. Не закончив 10 класс, в Училище был зачислен после короткого собеседования. Курсант 4 взвода (командир – лейтенант Барабанов) 9 роты курсантов.
Война застала в летних полевых лагерях. На митинге выступил политработник. Всех возвратили в Болшево, в училищные казармы, где продолжилась учеба по ускоренному курсу.
Участник Великой Отечественной войны.
10.10.1941 – с запасом взрывных средств группу курсантов отправили в Калугу. Под руководством лейтенанта Барабанова заминировали мост. По мосту на восток отходили наши войска и раненые, а в тылу было слышно, как немцы снова бомбят Калугу. Через сутки, не дождавшись команды на подрыв, сняли взрывчатку.
«Утром вдоль реки добрались до наплавного моста, на «лодках», и по этому мосту отходили красноармейцы. Получили команду от майора на подрыв моста.
Мы заминировали мост, на днище лодок заложили ВВ, через одну, и закрепили бикфордовы шнуры. И когда мы увидели, что на противоположном берегу появились немцы, то произвели подрыв моста. Мост разрушился только с обоих краев, а центральная «секция» наплавного моста осталась целой и поплыла вниз по течению, и тогда Барабанов приказал: «Все необходимо взорвать, иначе немцы используют остатки моста для наведения переправы».
И тогда мы сбросили шинели и кинулись вплавь к «секции». А холодина уже стояла. Когда все сделали и подорвали остатки моста, то на берегу уже не было машины и части наших курсантов. Куда-то они с Барабановым уехали. Мы надели шинели прямо на мокрое обмундирование, и пошли по дороге, пока через километра 3, не напоролись на патруль на шоссе. Здесь нас впервые за последние двое суток покормили, дали хлеб с «маргусалином» и соленые огурцы. Потом смотрим, а по дороге идет наша «курсантская» машина. Подобрали нас...
Кругом уже пошли разговоры, что мы находимся в полном окружении, но, как выяснилось, немцы еще не успели нас взять в плотное кольцо. Долго плутали, пока не вышли к какой-то деревушке. Я со своим товарищем Аксеновым ночью пошли на разведку. Немцев в деревне не было и мы на машине поехали по дороге на Алексин, который был в наших руках. В этом городке мы встретили других наших курсантов, нам передали приказ – вернуться в расположение Училища. Но в Болшеве нас не задержали даже на несколько дней».
18.10.1941 – Училище было поднято по тревоге, курсантов вывели километров за 20 от столицы в сторону тыла и приказали своим ходом и любыми способами добираться до Горького. За Владимиром, в составе обычных армейских патрулей появились наши курсанты – «маяки», передававшие распоряжения о дальнейшем маршруте движения. От Горького курсанты в трюмах барж добрались до Татарии. Далее в лютые морозы пошли пешим маршем в г. Мензелинск, ночуя по дороге в домах у местных крестьян. В Мензелинске разместили в школьном здании, где уже находились КУКС, на которых занимались пожилые командиры запаса – «приписники».
12.1941 – в конце месяца объявлен досрочный выпуск Московского ВИУ с присвоением звания «лейтенант».
«Узнав об этом, мы первым делом устроили «темную» своему командиру отделения, который «пил курсантскую кровь» и был отъявленной «шкурой». Лейтенантские «кубики» прикрепляли прямо на курсантские шинели, в Училище просто не было комсоставского обмундирования для нас. Каждый получил предписание – прибыть в армейскую часть для прохождения дальнейшей службы.
Меня и Аксенова распределили в воздушно-десантную бригаду (вдбр) в Свердловске. От Мензелинска до узловой станции 60 км, стояли 30-градусные морозы, и пока мы с Аксеновым добрались до железной дороги, то чуть не околели от холода. Сухого пайка нам в Училище не дали, спасло то, что где-то одна пожилая женщина над нами сжалилась и покормила двух голодных лейтенантов, нажарила нам большую сковороду картошки. Прибыли на аэродром в Свердловск и здесь нам штабной подполковник заявляет: «Ваша бригада уже отбыла в Москву. Никаких других десантных частей в Свердловске больше нет».
Убыли в Москву.
В комендатуре штаба ВДВ в Москве было приказано прибыть в штаб 211вдбр в Малаховке.
«До ночи ждал в штабе, пока придет комбриг, потом вестовой отвел меня в расположение саперной роты бригады, где меня встретил ротный, старший лейтенант Н.К. Вовк. Он посмотрел на мои документы и произнес: «Утро вечера мудренее. Пока ложись спать. Потом с тобой разберемся».
А в пятом часу утра была объявлена учебная тревога, все подразделения бригады вышли в лес, где до вечера шли учения. Мороз был страшный в тот день, и я, не имея теплых варежек,  обморозил себе руки. В санчасти мне вырвали почерневшие ногти и забинтовали кисти рук.
В столовой комсостава комбриг увидел меня в бинтах и спросил, в чем дело, и я ему рассказал.
В тот же день меня вызвал к себе бригадный «особист» и стал «шить дело», орал на меня: «От боя уклониться хочешь!? Предатель!». Но на «изменника Родины» я никак не тянул и «особист» меня в итоге оставил в покое. Бригада находилась на переформировке и готовилась к выброске в немецкий тыл. Эта 211 бригада была кадровой, еще довоенного формирования, но в летних боях сорок первого года почти вся бригада была истреблена, остатки личного состава были выведены в тыл, на территорию бывшей республики немцев Поволжья, и здесь заново создавались десантные подразделения 211вдбр».
Командир взвода отдельного учебного батальона 37сд.
Совершил в 211 бригаде 8 прыжков с парашютом. «Нашу саперную роту специально выбрасывали на недавно освобожденной территории прямо на минное поле с противотанковыми минами, и мы сразу после приземления приступали к учебному разминированию».
В составе Действующей армии с 2.6.1942 г.
Участник десанта на территорию, удерживаемую несколько месяцев конниками П.А. Белова и десантниками 4ВДК.
После выхода из окружения и проверки из остатков бригады был создан 118гв.сп в составе 37гв.сд под командой генерал-майора В.Г. Жолудева.
Назначен заместителем командира стрелковой роты.
Воевал под Сталинградом (с 10.1942) в районе Тракторного завода. В ходе разведки боем был ранен в голову, а затем получил множественные осколочные ранения от разорвавшегося снаряда («2 ранения в ноги были легкими, а 2 тяжелыми, с переломами костей, но что самое обидное, мне полностью раздробило голень правой ноги»).
Проходил лечение в Эвакогоспитале № 1644.
5.1943 – переведен в Куйбышевский госпиталь № 1663.
Выписан (16.7.1943) из госпиталя № 5778.
Награждён медалью «За оборону Сталинграда».
В Москве, в штабе ВДВ, получил назначение в сапр 18 авиадесантной бригады, расположенной в лагерях под Димитровым, на берегу Яхромы.
Совершил 11 прыжков с парашютом, но открылась рана на ноге.
После госпиталя на врачебной комиссии получил заключение – «Не годен к дальнейшей службе в ВДВ».
1944 – по состоянию здоровья списан переведен на наземную должность в Авиацию дальнего действия.
27.9.1944 – начальник минно-саперной службы 679 батальона аэродромного обслуживания, обеспечивавшего боевую деятельность 108 бомбардировочного полка и входившего в состав авиакорпуса, которым командовал генерал-лейтенант Е.Ф. Логинов. Гвардии старший лейтенант.
«Как непосредственный участник Великой Отечественной войны, имеющий 2 ранения в боях при героической обороне Сталинграда» представлен (25.9.1945) командиром батальона гвардии подполковником М.И. Гожаревичем и награжден орденом Красной Звезды (пр. № 017/н от 6.11.1945 г. 3гв.БАК ВВС).
Последним местом дислокации был польский г. Люблин.
5.1946 – за день до возвращения авиакорпуса в Союз, случилось нападение банды Армии Крайовой на бомбосклад. В этом боевом столкновении получил 2 пулевых ранения, одно из них оказалось тяжелым, с раздроблением кости.
Закончил службу в Миргороде Полтавской области. Несколько раз подавал просьбу о демобилизации, так как был признан из-за своих нескольких ранений «ограничено годным к воинской службе». Капитан.
Уволен (30.9.1946) в отставку с формулировкой «со снятием с воинского учета».
Вернулся домой в Москву, в военкомате заявили: «Товарищ капитан, мы офицеров с вашим боевым опытом с учета не снимаем».
Работал и учился.
Экстерном за 3 года окончил Московский юридический институт. Юрист.
Работал следователем районной прокуратуры в Калуге.
1951 – уехал в г. Гурьев (Казахстан), 14 лет трудился юридическим консультантом, а затем начальником планово-производственного отдела института «Гидроказнефть».
1965 – вернулся в Россию, работал инженером в разных отделах в институте НИИ «Гипровостокнефть», который занимался научными и проектными работами в местах добычи нефти на территории всего СССР.
Вышел на пенсию.
К юбилею Победы награждён орденом Отечественной войны 1 ст. (6.4.1985).
...
 
 
Источники информации
1. Учетно-послужная карточка.
2. Наградной лист.
 
Брюховецкий Р.И., Сухачев В.Е.
 
Категория: 1919-1950 | Добавил: 2051 (06.10.2012) E
Просмотров: 1413 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz