|
АНДРИАНОВ
Петр Иванович
(1918 – 2.6.1944)
Советский военный инженер
Капитан
|
|
Русский.
Родом из с. Сурочки Гагинского
(Сергачского) района Горьковской (Нижегородской) области. Семья переехала в
Горький. Мать Анна Дмитриевна проживала на ул. Баранова. Студент 3 курса эксплуатационного
отделения Горьковского института инженеров водного транспорта. В рядах КА с 24.6.1941 г. Призван Свердловским РВК г. Горького.
Осень 1941 – направлен в Военно-инженерное училище в Болшеве. Курсант.
1942 – окончил ускоренный курс Московского ВИУ. Младший лейтенант. Продолжил обучение на Центральных курсах минных заграждений и особой техники.
Зачислен в отряд особого назначения, действовавший в тылу врага, 160исб.
Участник Великой Отечественной войны.
Воевал на Западном, Калининском, 1 Прибалтийском фронтах.
В Действующей армии с 7.1942 г.
Командир взвода 166 батальона инженерных заграждений (биз) 5оинжбр СН. Лейтенант. Беспартийный.
Был старшим диверсионной группы, посланной в тыл врага с целью разрушения коммуникаций противника. В ночь 17-18.9.1942 г. была заминирована охраняемая немцами железнодорожная ветка Владимирское – Сафроново в 2 км от ст. Октябрьская (Игорьевская). Один фугас был установлен с миной ПМС (поездная мина Старинова) с вибрационным замыкателем и два других – с минами замедленного действия. Задание выполнено успешно. Подорван эшелон противника. На обратном пути перерезал провода связи. Вывел группу без потерь. Командиром батальона военным инженером 2 ранга Алексеевым представлен к ордену Отечественной войны 2 ст., награжден медалью «За отвагу» (пр. № 0181 от 7.12.1942 г. 5оинжбр СН).
Командир роты 166биз 5оинжбр СН. Старший лейтенант. Член ВКП(б) с 1943 г.
Действуя в тылу врага, уничтожил 6 эшелонов. Обладает хорошими навыками вождения диверсионных групп и отрядов в тылу противника. На железной дороге Смоленск – Орша в районе станции Шеховцы (15.11.1942) произвел минирование железной дороги в нескольких метрах от патрулей. Награжден орденом Красного Знамени (пр. № 049/н от 24.5.1943 г. по войскам Калининского фронта). Наградной лист подписали командир батальона капитан Зырянов и и.о. старшего адъютанта лейтенант Нелидов.
Командир роты 287исб 30исбр 2гв.А.
С отрядом в 35 бойцов был заброшен самолетами (7.1943) в глубокий тыл противника в Смоленск, Орша, Молодечно. До 5.1944 г. отряд капитана Андрианова уничтожил 12 эшелонов с боевой техникой и живой силой, железнодорожный мост, грузовую автомашину, систематически передавал ценные разведданные. В районе Красное отряду сдались 80 «народников», обучавшихся немцами для действий в советском тылу, которые были переправлены к партизанам. «Петр Андрианов прославился среди минеров фронта умением
дерзко минировать вражеские железнодорожные магистрали средь бела дня.
Отличаясь поразительным хладнокровием, предусмотрительностью и находчивостью, Андрианов своими руками успевал ставить
мины буквально перед надвигающимся эшелоном. Известен он был еще и тем, что
выводил из вражеского тыла советских людей. В конце августа сорок третьего
вывел ни много ни мало шестьсот человек, среди них – женщины и дети». И.Г.
Старинов. 2.6.1944 – отряд был окружен карательной экспедицией в районе г. Бегомль (Белоруссия) и полностью уничтожен. Петр Андрианов при прорыве пал смертью храбрых от пулеметного огня противника. Командир батальона майор Зырянов представил (8.5.1945) к ордену Отечественной войны 1 ст., посмертно награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (пр. № 149/н от 5.6.1945 г. 2гв.А.).
Труп оставлен на поле боя в тылу противника в Бегомльском районе.
О подвигах гвардейских минеров написано немного, но в одной из статей бывшего начальника политического отдела нашей бригады полковника в отставке, кандидата исторических наук Болотина А.И. в Блокноте агитатора № 18 г. Калинина за 1967 год записано: «В августе этого года исполнилось 25 лет со дня создания этих частей специального назначения. Примечательно и то, что рождение военно-инженерной гвардии произошло на Калининском фронте... Воспитанники Московского военно-инженерного училища молодые офицеры комсомольцы П.И. Андрианов, М.П. Гончаров, Н.М. Зотов, А.И. Павлов были пионерами борьбы на коммуникациях противника, всегда были в первых рядах отважных минеров». 1965 – двухпалубный пассажирский
теплоход «Петр Андрианов», принадлежащий Горьковскому институту инженеров
водного транспорта и являющийся учебным судном для будущих волжских капитанов,
штурманов и механиков, курсирует на Волге у Горького.
Источники информации
Брюховецкий Р.И., Сухачев В.Е.
|